суббота, 9 февраля 2013 г.

скоростно силовые качества это

<strong>Результаты исследования</strong></p>

<p style="text-align: center;">

Величина абсолютных значений прыжков, участвовавших в обследовании детей с ИН различного возраста, показывает, что у 7-8 летних учащихся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности (УСИН) и 8-12 летних - с тяжелой (ТСИН), воспроизведение прыжковых заданий, в том числе ПДМ, соответствует уровню возможностей, сопоставимому с нормально развивающимися детьми 4-5-летнего возраста. Выполнение прыжковых заданий этой категорией школьников указывает на недостаточное развитие регуляторных механизмов и механизмов управления прыжковыми формами движений, в силу чего многие дети не в состоянии абстрактно выполнить двигательную установку в том же ПДМ. Поэтому, свои лучшие результаты, они не могут показать, если перед ними нет видимого наглядного препятствия, которое необходимо преодолеть или не созданы установка и ориентир, до которого или к которому нужно прыгать (например, учитель просит допрыгнуть до него). В связи с этим, как и в рекомендациях при оценке ПДМ у детей дошкольного возраста [4], для демонстрации школьниками с УиТСИН максимальных результатов необходимо пользоваться удобными для них ориентирами. В частности в нашем исследовании, в качестве ориентира использовалась полоска цветной бумаги, которая перемещалась на 1015 см дальше, чем результат предыдущего прыжка. Кроме того, во избежание сбивающего характера установок, если дети их с трудом осознавали или не понимали, у некоторых обследованных детей настойчиво не требовалось строгого выполнения исходного положения перед прыжком (типа «стань у этой у линии», «не заступай за линию» и т. п.). В таких случаях результат отмерялся не от линии, а от истинного места отталкивания.</p>

Анализ возрастных особенностей проявления ССС мышц ног у учащихся с различным уровнем умственного развития (от нормы до тяжелой степени интеллектуальной недостаточности) на школьном этапе онтогенеза и дизонтогенеза, осуществлялся по результатам выполнения прыжка в длину с места. В организованном нами массовом обследовании различных показателей физической подготовленности приняло участие 4500 учащихся обоего пола в возрасте от 7 до 19 лет из 34 вспомогательных школ Беларуси и более 15 тысяч учащихся 6-17 лет общеобразовательных школ Витебского региона. Математическая обработка, внесенных в компьютерный банк данных обследования, осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS 11.0 и Microsoft Excel. Представленные в статье данные относятся к школьному периоду от 8 до 17 лет, затрагивая наиболее распространенный возрастной диапазон учащихся в 9-летнем учебном процессе вспомогательной школы.</p>

<strong>Организация исследования</strong></p>

<p style="text-align: center;">

В современной науке, естественный процесс индивидуального развития человека на протяжении всей его жизни с момента внутриутробного зачатия до глубокой старости определяется понятием онтогенез. В случаях с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья, внутренние и внешние факторы, лимитирующие возрастное развитие индивида взаимодействуют иначе. Первичные и вторичные дефекты состояния организма нарушают естественный ход этого процесса, который превращается в дизонтогенез. В отношении детей с интеллектуальной недостаточностью (ИН), в этих случаях говорят о развитии с нарушенным интеллектуальным генезом, а возрастное становление психомоторики растущего организма приобретает целый ряд специфических особенностей, углубленное изучение которых остается актуальным вопросом в теории и методике адаптивной физической культуры.</p>

Не случайно и одним из наиболее распространенных тестов для оценки ССС ног является прыжок в длину с места (ПДМ), как «сквозное» контрольное упражнение в педагогическом процессе всех учреждений, обеспечивающих непрерывное физкультурное образование детей и учащейся молодежи.</p>

Прыгучесть в данном случае понимается как «комплексная синтетическая качественная особенность проявления моторики человека, характеризующая мощность скоростно-силовых движений в форме прыжка» [3].</p>

В связи с этим при качественном анализе психомоторных проявлений человека, специалисты в числе разнообразных двигательных способностей выделяют и «прыгучесть» (Папышева В., 1957; Макаров А. Н., 1958; Zohman W., 1961; Верхошанский Ю. В., 1970 и мн. др.).</p>

Еще П. Ф. Лесгафт и В. В. Гори-невский, анализируя педагогическое значение различных видов прыжков, отмечали, что с их помощью значительно укрепляется опорно-двигательный аппарат, упражняются мышцы конечностей, спины и брюшного пресса, что способствует бурному развитию скоростно-силовых функций двигательного анализатора растущего организма [2].</p>

В процессе выполнения различных видов прыжков вырабатывается сложная координация движений, совершенствуются проприоцептивная чувствительность, двигательный, зрительный, вестибулярный анализаторы, активизируется работа всех систем и функций организма [1].</p>

Прыжковые движения занимают особое место в двигательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, являются неотъемлемой частью большинства подвижных игр, вся настоящая и будущая жизнедеятельность неизбежно связана с многообразными проявлениями прыжковых действий.</p>

Скоростно-силовые способности представляют комплексное физическое качество, в основе которого лежит сочетание силы и скорости мышечных сокращений. Сочетанием таких динамических и временных характеристик обладают множество двигательных действий, совершаемых верхними и нижними конечностями. К действиям руками, как правило, относятся разнообразные броски, толчки, метания, удары; к действиям ногами - спрыгивания, подскоки, быстро выполняемые движения с преодолением сопротивления, но чаще всего - разнообразные прыжки.</p>

Дифференцированный подход в процессе решения задач по развитию физических качеств у детей с различной степенью интеллектуальной недостаточности должен реализовываться не только по ситуации в ходе непосредственного проведения уроков физической культуры, что, несомненно, имеет постоянное место в практической деятельности школ, но в первую очередь, в планировочной деятельности учителя (перспективном, этапном и оперативном планировании). Последнее не может быть осуществимым без достаточной суммы интегрированных научных знаний по теории и методике физического воспитания детей с различной степенью интеллектуальной недостаточности (СИН), о функциональных возможностях организма в разные периоды развития и созревания его основных систем, о возрастных особенностях проявления двигательных способностей в условиях нарушенного интеллектуального генеза, при различном симптомокомплексе нарушений и т. д. К сожалению, арсенал таких знаний, необходимых для объективной разработки специальных методик и алгоритмов многолетнего педагогического управления развитием физических качеств у детей с умеренной и тяжелой СИН, сегодня ещё сравнительно мал. Результаты проведенного нами исследования лишь в некоторой мере восполняют дефицит этих знаний. Часть материалов этой работы, касающиеся возрастных особенностей развития скоростно-силовых способностей (ССС) у учащихся с различной СИН представлены в данной статье.</p>

<strong>Вступление</strong></p>

<p style="text-align: center;">

<strong>Ключевые слова:</strong> дети, интеллектуальная недостаточность, двигательные возможности, скоростно-силовые способности. Аннотация. Существенно отличающийся уровень проявления двигательных возможностей у детей с различной степенью интеллектуальной недостаточности, диктует необходимость дифференцированного подхода в процессе решения задач по развитию физических качеств. В статье приведены результаты исследования возрастных изменений скоростно-силовых способностей у детей массовых учреждений образования и детей с различной степенью интеллектуальной недостаточности, подтверждающие единство общих закономерностей психомоторного развития в условиях нормального и нарушенного интеллектуального генеза, отмечены и специфические особенности.</p>

<em>Новицкий П. И., кандидат педагогических наук, доцент УО «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова», Белоруссия</em></p>

Развитие скоростно-силовых способностей у учащихся с различной степенью интеллектуальной недостаточности Новицкий П. И., кандидат педагогических наук, доцент УО «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова», Белоруссия Ключевые слова: дети, интеллектуальная недостаточность, двигательные возможности, скоростно-силовые способности. Аннотация. Существенно отличающийся уровень проявления<p style="text-align: right;">

Комментариев нет:

Отправить комментарий